Loading...

Проектирование торгового центра

Качественное проектирование торгового центра – залог быстрой окупаемости

Для создания успешного проекта торгового центра требуется сотрудничество специалистов многих специальностей: маркетологов, технологов, проектировщиков, дизайнеров и конечно самих торговцев. В первом приближении, задача проектирования торговых центров, торгово-развлекательных комплексов заключается в планировании покупательских потоков, создании комфортных эмоциональных условий для покупателей, удобных условий для арендаторов.

Определяющим фактором при подготовке проекта торгового центра является его целевое назначение. Выбор архитектурно-дизайнерского подхода и организация внутренней логистики производятся с учетом понимания психологии посетителей. Опытный проектировщик владеет уникальной информацией о том, как расположить торговые отделы, чтобы направить поток покупателей по оптимальному пути и обеспечить удобный доступ в самые отдаленные помещения.

Архитектурному и технологическому проектированию торгового центра предшествует большой объем работы, состоящий из следующих этапов:

выбор участка, анализ территории;

позиционирование и определение концепции торгового объекта;

определение состава товаров и услуг, анализ списка потенциальных якорных и арендаторов;

выбор оптимального положения здания относительно объектов инфраструктуры;

определение этажности, общей площади, распределение площадей по функциям объекта;

формулирование основных требований к объемно-планировочным решениям и дизайну в зависимости от концепции;

определение объема покупательских потоков и создание схем движения посетителей;

определение объема товарных потоков и создание системы внутренней логистики;

разработка марки и формулирование требований к фасаду, интерьеру, средствам навигации и опознавательным элементам.

Результаты этого этапа работ формируют подробную концепцию планируемого торгового центра, являющуюся основанием для дальнейшего проектирования объекта. 

Выбирая место для будущего ТЦ, важно учитывать несколько основных факторов.

  • Близость к жилой застройке. Здание должно располагаться как можно ближе к жилым домам. Максимально допустимое расстояние до ближайшего комплекса — 500 м.

  • Транспортная развязка. Торговый центр должен располагаться неподалеку от остановок общественного транспорта. Съезд с дороги в сторону ТЦ не должен вызывать осложнений.

  • Пешая доступность. К зданию должен быть удобный пеший подход. Пешеходные дорожки должны расходиться от ТЦ в разные стороны.

  • Прилегающая территория. Окружающая территория должна быть благоустроена: на ней стоит расположить зеленые насаждения, объекты инфраструктуры, зоны отдыха.

  • Наличие стоянки и удобного заезда. Неподалеку от ТЦ непременно должно быть место для стоянки автомобилей. Если прилегающая территория этого не предусматривает, стоит включить в проект подземный паркинг.

  • Видимость с дороги. Здание ТЦ должно хорошо просматриваться с разных сторон дороги.

Следующий шаг создания проекта – выполнение архитектурного и технологического разделов. Здесь должны быть учтены следующие важные моменты:

планировка торгового центра должна эффективно направлять и распределять потоки, чтобы все арендные площади были доступными и посещаемыми;

планировка торгового центра должна быть удобной для торгово-технологических процессов (крупных арендаторов в первую очередь);

способы перехода на верхние этажи (траволаторы, эскалаторы, лифты, лестницы) и их расположение должны быть правильно разработаны с целью формирования потока;

фасад и входные группы должны соответствовать концепции и уровню торгового центра, иметь правильную конфигурации по отношению к внешнему потоку, продуманные места расположения рекламных вывесок;

принцип «нет парковки — нет торговли»: должен быть предусмотрен удобный паркинг, с возможностью заезды/выезда при разных направлениях маршрута до и после посещения торгового центра — торговый объект должен быть также удобен как для покупателей, пользующихся общественным транспортом, так и покупателей живущих в пределах шаговой доступности.

Проект торгового-развлекательного центра должен содержать следующие объекты: торговые площадки, развлекательные объекты, заведения общественного питания, объекты сферы услуг, помещения общего пользования, открытые площадки, офисные и вспомогательные помещения, складские и технические помещения.

Существует несколько золотых правил проектирования торговых помещений, позволяющих управлять покупательской способностью. С их помощью удается подольше задержать посетителей в ТЦ, подтолкнув к дополнительным приобретениям.

  1. Правильная форма. Оптимальной формой для ТЦ считается атриумная, так как она делает все торговые очки одинаково доступными.

  2. Грамотное зонирование играет первостепенную роль. Стандартным считается такое распределение торговых площадей:

— 40-50% могут занимать якорные магазины — магазины известных брендов, которые и привлекут посетителей в ТЦ;

— 10-20% идет под небольшие частные бутики;

— 30% выделяется под развлекательную зону;

— 5% остается под фуд-корт.

  1. Рациональное использование площадей. Все площади ТЦ, включая подземную часть, должны быть максимально задействованы. Наша цель при проектировании торговых предприятий — найти оптимальное соотношение между экономией пространства, удобством и соблюдением законодательных норм.

  2. Хорошая навигация. Важно правильно направлять покупательские потоки: попадая внутрь, посетитель должен попасть в максимальное количество торговых точек. Планировка должна быть понятна, чтобы потенциальные покупатели легко ориентировались.

  3. Отсутствие «мертвых зон». В здании не должно быть отдаленных уголков, доступ к которым затруднен. Оптимально, все помещения должны хорошо просматриваться из центральных холлов. Если это невозможно, стоит поработать над элементами дизайна, которые привлекут покупателей даже в дальний конец коридора. В противном случае торговые точки в таких зонах останутся невостребованными у арендаторов.

  4. Спокойная атмосфера. Важно создать условия, при которых покупателю будет комфортно выбирать и рассматривать товар. Свет не должен бить в глаза или быть тусклым, пол должен быть ровным и нескользким, чтобы человек чувствовал себя расслабленно и не боялся упасть. Музыкальный фон выбирается тихий и ненавязчивый.

  5. Вертикальная доступность. Для многоэтажных ТЦ важно, чтобы посетители распределялись по этажам, а не ходили исключительно внизу. Для этого рекомендуется строить эскалаторы недалеко от входа: попадая внутрь, люди сразу поднимаются наверх, а уже потом спускаются вниз по лестнице, расположенной в другой части здания.
    Лестницы и лифты должны располагаться в разных частях строения, чтобы посетители могли легко попасть вниз или наверх. При проектировании торговых зданий обязательно стоит предусмотреть подъемники для маломобильных граждан.

  6. Яркие акценты. Посетителям легче запомнить не конкретную торговую точку, а место, где она располагается. В связи с этим стоит установить по всему ТЦ привлекающие внимание таблички и броский декор.
    С помощью декора можно приманить людей и в отдаленную зону или на верхние этажи. Например, создать в нужных местах красивые фотозоны, обустроить живой уголок с аквариумами, клетками с грызунами и попугаями или другими привлекающими внимание объектами.

Удачное архитектурное решение способно привлечь дополнительных посетителей. При разработке архитектурного решения мы учитываем:

  • пожелания клиента;

  • архитектуру района;

  • название и концепцию;

  • современные тенденции;

  • законодательные нормы;

  • фирменный стиль, если здание является частью уже действующей сети.

Комплексное проектирование торговых центров включает разработку дизайна помещений, в котором содержатся указания в отношении материалов и технологий, обеспечивающих полноценную реализацию идеи в соответствии с задуманной концепцией объекта. При разработке дизайн проекта, помимо используемых отделочных материалов, должны быть учтены моменты выбора цветового решения, освещения, создания систем навигации.

Дополнительно ко всем аспектам проектирования торговых центров, проектирование торгово-развлекательных комплексов имеет свои особенности. Торговые функции такого проекта являются основными и должны составлять в среднем около 70% от общей площади. При этом должны быть созданы удобные условия для операторов развлекательной части, учтены все их технологические требования, обеспечена должная шумоизоляция торговой части от развлекательной. Здесь выработка единой концепции имеет ещё большее значение, чем при проектировании обычного торгового центра.

«Центр проектирования и инженерных изысканий» выполнит полный комплекс работ по проектированию торговых комплексов, торгово-развлекательных центров, согласованию и экспертизе проектов, их реализации и ввода в эксплуатацию.

Современное проектирование торгово-развлекательного центра – это, прежде всего, масштабные планировочные решения с применением новейших технологических достижений и использованием многоуровневых элементов для организации пространства, в котором должны сочетаться разные по функциональности зоны. При разработке документации наши специалисты основное внимание уделяют вопросам обеспечения безопасности и надежности инженерных систем и коммуникаций, а также комфортности арендаторов и покупателей, которые будут находиться в комплексе.

Подготовка документации предусматривает работу над разноплановыми инженерно-техническими задачами в рамках различных систем: комплексной системы противопожарной безопасности торгового центра, системы вентиляции и кондиционирования, воздухораспределения, отопления и холодоснабжения.

При разработке проекта ТРК специалисты «Центра проектирования и инженерных изысканий» добиваются, чтобы каждый квадратный метр арендной площади использовался с максимальной финансовой отдачей. К каждому торговому центру применяется индивидуальный подход и разрабатывается оптимальное планировочное решение, исходя из особенностей земельного участка и месторасположения, специфики города и региона, конкурентного окружения.

В процессе строительства и заполнения центра регулярно возникают вопросы, которые требуют срочного решения. При необходимости мы можем участвовать в проекте на всех стадиях: строительства, отделочных работ, набора арендаторов и переговоров с ними, проведения презентаций проекта.

 

Интересное